| Как подавать записки?
Церковная записка, подаваемая "О здравии"
или "О упокоении", - это сравнительно недавнее явление. В тех семьях,
где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется
помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и
которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки
помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной
книги. Помянник - это запись на память потомству о живших на земле
предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и
заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и
опрятности, около домашних икон.
Церковная записка, в сущности, -
разовый помянник и требует к себе такого же уважения. Первая записка,
подаваемая нами, - "О здравии".
Понятие "здравие" включает не
только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное
состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии
человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о
том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии - нет, мы
молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю
неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал
пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.В эту записку
следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но
и за других: "молитесь друг за друга" (Иак. 5, 16). На этой общей
молитве друг за друга и строится Церковь. В императорской России все
молебны начинались с имени Государя Императора, от "здравия" которого
зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого
православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а
за ним - Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога
духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы
за врученную ему паству. Так поступают многие христиане, так учит
Священное Писание: "прежде всего прошу совершать молитвы, прошения,
моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех
начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком
благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1
Тим. 2, 1-4). Затем пишется имя вашего духовного отца, священника,
который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас
Господа: "Поминайте наставников ваших" (Евр. 13,7). Затем пишутся имена
родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый
должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: "Если же кто о
своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже
неверного" ( 1 Тим. 5,8). За своей семьей и родными впишите имена ваших
благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить
для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в
долгу: "отдавайте всякому должное... Не оставайтесь должными никому
ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (Рим.
13,7-8). Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник
или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди
Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас"
(Мф. 5, 44). Молитва за врагов, за враждующих - великая сила для
прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов.
Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего
недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем - и вражда
прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.
Вторая
записка, подаваемая нами, - "О упокоении". В ней мы пишем имена усопших
сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших - и не только
за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам
добро в земной жизни, помог, научил. Умершие, хотя и отошли от нас, хотя
и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают
жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам
Господь говорит в Святом Евангелии: "Бог же не есть Бог мертвых, но
живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38). Мы верим, что наши усопшие
сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих
потомках. Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну
Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу - Господа Иисуса Христа. "Живем
ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому,
живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и
воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми"
(Рим. 14, 8-9). Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется
во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося
чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное
общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.
Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:
1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Пишите четким, понятным почерком, лучше - печатными буквами,
стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен. Если вы хотите
помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.
3. Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их
сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп.
Никона). 4. Озаглавьте ее - "о здравии" или "о упокоении". 5. Имена пишите в родительном падеже (вопрос "кого"?). 6. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия). 7. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия). 8. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет - отроком (отроковицей). 9. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам. 10. Допускается включение в записку слов "воина", "монаха", "монахини", "болящего", "путешествующего", "заключенного".
11. Наоборот, не надо писать "заблудшего", "страждущего",
"озлобленного", "учащегося", "скорбящего", "девицы", "вдовицы",
"беременной". 12. В заупокойных записках отметьте
"новопреставленного" (усопшего в течение 40 дней по кончине),
"приснопамятных" (усопших, имеющих в этот день памятные даты),
"убиенных". 13. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.
О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви. На литургии можно подать записки:
На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное
в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии
опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;
На обедню - так в народе называют литургию вообще, и поминовение за
ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и
церковнослужители перед Святым Престолом;
На ектению -
поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании
литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах.
Также можно подать записку на молебен пли панихиду.
| |